Обобщенный анализ нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус клирингового учреждения, показывает, что российское законодательство устанавливает различные требования к организациям, осуществляющим расчеты по клирингу на основании лицензии Центрального Банка, и к организациям, осуществляющим клиринговую деятельность на рынке ценных бумаг на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, которую выдает ФСФР. Указанные различия касаются минимального размера уставного капитала клиринговой организации, внутренних нормативных документов, регламентирующих порядок осуществления клиринговой деятельности и разрабатываемых клиринговой организацией самостоятельно, требований к договорам, заключаемым клиринговым учреждением с участниками клиринга, порядку ведения учета и отчетности.
На практике сегодня клиринговая организация руководствуется требованиями того органа (Центрального Банка или ФСФР), которым была выдана лицензия на клиринговую деятельность, и который осуществляет контроль за деятельностью той или иной организации.
Противоречия в действующих нормативно-правовых актах, регулирующих сегодня деятельность по осуществлению расчетов путем взаимных зачетов требований и обязательств, породили неопределенность правового статуса клиринговых учреждений.
Такая ситуация отрицательно сказывается на развитии клиринга в Российской Федерации, в то время как такая система расчетов имеет много преимуществ по сравнению с другими: например, ускоряет расчеты между банками и другими кредитными учреждениями, способствует повышению скорости и надежности расчетов, способствует наиболее рациональному использованию временно свободных ресурсов банков.
Очевидно, что необходимым условием для развития клиринговой деятельности в Российской Федерации является устранение существующих противоречий в законодательстве путем принятия единого унифицированного акта, исчерпывающим образом определяющего вопросы правового статуса клиринговых учреждений.
Если рассматривать межбанковский клиринг, то в соответствии с временным Положением Банка России «О клиринговом учреждении» от 10 февраля 1993 года, клиринговое учреждение – это организация, являющаяся юридическим лицом, заявившая себя в качестве центра взаимных расчетов, которой на основании лицензии, выданной Центральным Банком, предоставлено право осуществлять расчетные (клиринговые) операции, а также ограниченное количество банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга. Учредителями клирингового учреждения (расчетной НКО) могут быть коммерческие банки, Центральный банк Российской Федерации и его учреждения, биржи, процессинговые центры, другие юридические и физические лица за исключением органов власти, политических организаций и специализированных общественных фондов. Клиринговое учреждение может создаваться на основе любой формы собственности и осуществлять свою деятельность на коммерческой основе (частные клиринговые системы). Надзор за деятельностью таких клиринговых учреждений осуществляет Центральный банк России и его территориальные учреждения.
Как уже было отмечено выше, независимо от форм взаимодействия при осуществлении клиринговой деятельности денежные расчеты по итогам клиринга осуществляет кредитная организация.
Межбанковские клиринговые расчеты могут проводить: