Но и это еще не все. Ведь доступные для России средства на внешнем рынке также жестко ограничены ее статусом международного заемщика, да и абсолютной ограниченностью этих ресурсов. И если, в лучшем случае, новые формы привлечения финансовых капиталов позволяют рассчитывать на лишние 3-5 млрд. долларов в год, то понятно, что такие решения, которые предлагают “региональные займы”, хотя и важны, имеют, тем не менее, в целом ограниченный характер для экономики в целом[16].
Сегодня приходится считаться с тем, что на внутреннем рынке прироста свободных капиталов не происходит (если не считать локальных структурных сдвигов).
Потому речь приходится вести о “переманивании” инвесторов на новые участки с таких развитых площадок как, например, рынок ГКО-ОФЗ. Собственно, в этой парадигме и происходит становление региональных ценных бумаг. Это значит давать сопоставимые или более высокие гарантии по текущей доходности и стабильности выплат.
Главное же, что из этого следует, - так это невозможность решить проблему национальной экономики путем перетягивания куцего финансового одеяла с ног на голову: либо ноги мерзнут, либо голова стынет. Иными словами, наблюдаем игру с нулевой суммой - сколько у нас прибыло, столько в другом месте убыло. Иначе и быть не может, когда делят накопления на фоне коллапса доходных видов деятельности.
Чтобы выйти из тупиковой ситуации с отсутствием инвестиций и ограниченностью оборотных средств, нужен надежный источник доходов в реальном секторе экономики и лишь постольку, поскольку нужны и возможны займы у внешних и внутренних инвесторов. Причем мощность и стабильность подобного источника доходов должны быть таковы, чтобы окупались даже те “дорогие деньги”, которые сегодня приносят “региональные займы”.
[1] Закон РФ от 13.11.92 N 3877-1 "О государственном внутреннем долге Российской Федерации"
[2] Гражданский кодекс Российской Федерации. - СПб.:1996, ст.142
[3] Фeльдмaн А. А. Гоcудapcтвeнныe цeнныe бумaги.- М.: Инфpa-М, 1995.
[4] Колтынюк Б.А. Ценные бумаги: Учебник. Второе издание.- СПб.: Издательство Михайлова В.А.,2001
[5] Бердникова Т. Б. Рынок ценных бумаг. – М.: Инфра-М, 2004.
[6] Рынок ценных бумаг /Под ред. В. А. Галанова, А.И.Басова. М.:”Финансы и статистика”,1996
[7] Ценные бумаги: Учебник / Под ред. В.И. Колесникова, В.С.Торкановского, - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000
[8] Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. - М.: Финансы и статистика, 2002.
[9] Носкова И.Я. Государственные облигации на рынке ценных бумаг//Финансы.- 1995.- N 11
[10] Райзберг Б.А. Современный экономический словарь.- М.: 1995
[11] Муравьева A. Кому дать взаймы? // Новости рынка недвижимости.- 2005.- № 23
[12] Вестник Банка России/ Центральный банк РФ. - 31 мая 2006. - № 32 (902)
[13] Обзор экономических показателей / Экономическая экспертная группа. Министерство финансов РФ. - 11 апреля 2006 года
[14] Чумаченко А. Стратегия государства на рынке облигаций // Рынок ценных бумаг.- 2005.- № 6
[15] Чумаченко А. Стратегия государства на рынке облигаций // Рынок ценных бумаг.- 2005.- № 6
[16] Шадрин А. Новые муниципальные облигации для городской инфраструктуры // Рынок ценных бумаг.-1999.- №1