В России практически отсутствует строгая система учета региональных заимствований и нет базового закона, который бы четко регулировал порядок выпуска эмиссии ценных бумаг субъектами Федерации и муниципальными образованиями, оговаривал процедуру их регистрации, цели, на которые направляются заимствованные средства. Потенциальным инвесторам совершенно неясно, кто является гарантом муниципальных бумаг.
Первоначальным документом, который регламентировал этот рынок, было Постановление Правительства № 78, касающееся выпуска всех ценных бумаг в стране. В числе прочих там упоминаются и муниципальные займы. Сейчас в Минфине готовится постановление, которое впоследствии будет преобразовано в федеральный закон, регулирующий параметры муниципальных займов.
Согласно этому законопроекту процедура выпуска ценных бумаг местными органами власти будет проходить аналогично федеральной, что потребует принятия законов о местном бюджете, утверждения предельного объема эмиссии, а также генеральных условий размещения[12]. Законопроект не запрещает ставить в расходной части бюджета какие-то инвестиционные позиции. Обязательным является требование учета всех заимствований в долговой книге, включая расходы по их обслуживанию. Законопроектом предусмотрены и ограничения по объему выпуска ценных бумаг субъектами Федерации 30% собственных доходных средств бюджета, а стоимости обслуживания займов - 15% их объема. Кроме того, ограничением на право выпуска займов должен стать и факт получения субъектом Федерации дотаций из госбюджета. Аналогичные нормы предусмотрены в Указе Президента Российской Федерации “О выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти гг.Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области”. Согласно этому указу эмитентам предоставляется шестимесячная отсрочка по уплате налога на операции с ценными бумагами, а исполнение обязательств по погашению внешних облигационных займов может обеспечиваться залогом или банковской гарантией.Однако лишь немногие из региональных и муниципальных эмитентов отвечают необходимым требованиям. Требованию бездотационности соответствуют только 8 региональных бюджетов. В действующем законодательстве не предусмотрены нормы, регулирующие ответственность региональных и муниципальных властей за несоблюдение правил эмиссии и обращения местных займов. В проекте Бюджетного Кодекса этот вопрос регулируется через условия предоставления финансовой помощи регионам. Государственная Дума предлагает ввести в Бюджетный Кодекс термин “банкротство территорий”, предполагающий такие действия, как санация, внешний контроль, внешнее управление, перевод исполнения бюджета в федеральное казначейство, утверждение бюджета вышестоящим органом
В I квартале 2006 г. на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций наблюдалось сезонное сокращение объемов операций. Региональные эмитенты подготавливали, утверждали и регистрировали условия эмиссии и обращения своих облигаций, размещаемых в 2006 г., проводили конкурсы по определению организаторов займов. В феврале—марте в Минфине России были зарегистрированы условия эмиссии и обращения облигаций Санкт-Петербурга, Республики Саха (Якутия) и Томской области.
Эффективная доходность региональных облигаций на вторичных торгах на ФБ ММВБ и СПВБ, рассчитанная информационным агентством “Сбондс.ру” по группе ведущих эмитентов, в течение I квартала колебалась в узком диапазоне. Среднее значение данного показателя составило 6,6% годовых против 6,7% годовых в предыдущем квартале[13].