Стратегия является конституцией банка. При возникновении спорной ситуации сотрудник любого ранга должен апеллировать к ней как к последней инстанции. Стратегия банка должна быть сформулирована так, чтобы каждый сотрудник без труда понял, каким образом она касается его деятельности. Если сотрудник правильно понимает, что именно хочет донести до него руководство банка, то он сам постарается ответить на вопрос, какие действия со своей стороны он может осуществить для выполнения банком намеченной стратегии.
Стратегия является ключевым инструментом корпоративного управления. Она делает банк прозрачным и понятным не только для владельцев бизнеса и членов правления, но и для клиентов. Наличие у банка четкой стратегии, а у клиентов — уверенности, что он ее жестко придерживается, со временем станет ключевым фактором выбора банка клиентами.
Глубоким изучением основ построения и особенностей различных стратегий в бизнесе занимается предмет стратегический менеджмент. Как и во всякой научной дисциплине, в стратегическом менеджменте существуют различные направления, которые хотя и разделяют общие базисные принципы дисциплины, но, тем не менее, по-разному расставляют исследовательские акценты, выделяя те или иные методологические приоритеты. Такие направления называются научными школами, в случае теории стратегического управления — школами стратегического менеджмента. В литературе последних лет наиболее обстоятельный анализ школ стратегического менеджмента представлен в работе Г. Минцберга, Б. Олстрэнда и Дж. Лэмпела (1997). Профессор McGill University (Канада) и INSEAD Генри Минтцберг широко известен своим неоднозначным и критическим подходом как к предмету управления, так и к своим коллегам - академикам, занимающимся этой темой. Проанализировав почти 1500 статей, он выделил десять основных школ, занимающихся формированием стратегии, называя их в следующей последовательности (табл. 1).
Таблица 1.
Школа стратегического менеджмента
Основные школы стратегического менеджмента (по книге [Mintzberg et al.])
№ |
Время возникновения |
Название школы |
Создатели |
Характеристика |
1. |
1957 - 1962 гг. |
Школа моделей |
Ф. Селзник, А. Чандлер |
Формирование стратегии рассматривается как процесс осмысления |
2. |
1965 г. |
Школа планирования |
И. Ансофф |
Формирование стратегии рассматривается как формальный процесс |
3. |
1980 г. |
Школа позиционирования |
М. Портер |
Формирование стратегии рассматривается как аналитический процесс |
4. |
1991 г. |
Школа предпринимательства |
Г. Минцберг и др. |
Формирование стратегии рассматривается как процесс предвидения |
5. |
1970 - 1990 гг. |
Kогнитивная школа |
Множество авторов |
Формирование стратегии рассматривается как ментальный процесс (восходит к работам Г.Саймона) |
6. |
1959 г. |
Школа обучения |
Ч. Линдблом |
Формирование стратегии рассматривается как развивающийся процесс |
7. |
1970 - е гг. |
Школа власти |
А. Макмилла и др. |
Формирование стратегии рассматривается как процесс ведения переговоров |
8. |
1980 - е гг. |
Школа организационной культуры |
Э. Петтигрю и др. |
Формирование стратегии рассматривается как коллективный процесс |
9. |
1960 - 1970 гг. |
Школа окружающей среды |
Д. Пью, М. Ханнан и Дж. Фриман |
Формирование стратегии рассматривается как реактивный процесс |
10. |
1970 - е гг. |
Школа конфигурации |
Д. Миллер, Г. Минцберг и др. |
Формирование стратегии рассматривается как процесс трансформации |