Понятие рынок драгоценных металлов и драгоценных камней впервые появилось в отечественной практике в 1993 году в связи с выходом Указа Президента РФ №2148 от 16 декабря 1993 года «О развитии рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации».
Рынок драгоценных металлов, как и любой другой рынок, предполагает определенную институциональную и функциональную структуру. Российский рынок можно представить в виде первичного и вторичного рынков драгоценных металлов
Деление рынка драгоценных металлов на первичный и вторичный обусловлено, прежде всего, спецификой его функционирования, которая определяется составом участников и объектом сделок. Наиболее развиты сегменты первичного рынка. Это подтверждается фактическим отсутствием проблем с реализацией продукции добывающей и перерабатывающей промышленности. На вторичном рынке наибольшее развитие получили межбанковский, оптовый и экспортный рынки. В стадии развития находится розничный сектор, а биржевой только формируется.
Участники первичного рынка драгоценных металлов – это субъекты добычи (производства) металлов (за исключением перерабатывающих предприятий, которые не являются самостоятельными участниками рынка), институциональные инвесторы и промышленные потребители. Субъекты добычи и производства драгметаллов представлены на рынке предприятиями золотоплатиновой промышленности. В качестве институциональных инвесторов выступают государственные органы в лице Гохрана России, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банка России, специально уполномоченные банки. Промышленные потребители – российские и иностранные юридические лица. Объектом операций и сделок на первичном рынке выступает, как правило, металл в физической форме (слитки, порошки, гранулы, прокат) – первичный металл, добытый из недр, а также полученный в ходе переработки вторичного сырья (лома и отходов).
Первичный рынок в настоящее время может быть представлен тремя секторами: прямой внутренний, посреднический внутренний и прямой экспортный. Такое деление обусловлено возможностью участников рынка приобретать драгоценные металлы непосредственно у субъектов добычи и производства металлов.
Субъектами прямого первичного рынка выступают государственные органы, за исключением Банка России, специально уполномоченные банки и промышленные предприятия, так как они в соответствии с действующим законодательством могут напрямую приобретать металлы у производителей с целью создания стратегических и промышленных запасов. Кроме того, они могут использовать драгоценные металлы для проведения операций на внешнем и внутреннем рынках (например, для получения займа). Названные банки приобретают металлы для формирования собственных активов и их реализации на вторичном рынке, а также выполняют клиентские поручения.
Промышленные потребители могут приобретать драгоценные металлы непосредственно у субъектов добычи (производства), однако на практике это происходит редко. В основном они покупают металл на вторичном рынке. Круг промышленных потребителей достаточно широк и зависит, прежде всего, от вида потребляемого металла. Увеличение промышленного потребления драгоценных металлов и выпуск готовой продукции с целью ее дальнейшей реализации на внутреннем и внешнем рынках будут способствовать решению важной проблемы современного периода – уходу страны от сырьевой направленности.
Субъект посреднического первичного рынка – Банк России, что объясняется следующим обстоятельством: законодательно он не имеет право проводить операции напрямую с производителями металлов и свои права на покупку может реализовать только через посредничество специально уполномоченных банков. Приобретенные драгоценные металлы Банк России направляет на формирование золотых резервов страны, на чеканку монет с последующей их реализацией коммерческим банкам, а также на операции, осуществляемые на внешнем и внутреннем рынках.