В соответствии с Законом РФ от 31.12.97 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных доходов, формируемых из уплаченных ими страховых взносов (страховых премий).
В Законе РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» сформулированы правовые основы взаимоотношений юридических, физических лиц и государства по вопросам страховых отношений. В соответствии с текстом Закона основа финансовой устойчивости страховщиков – наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также система перестрахования. Страховые резервы, образуемые страховщиками, не подлежат изъятию государством. Страховщики имеют право размещать свои свободные деньги по своему усмотрению, в том числе и на инвестиционные цели.[5, стр.312]
Экономические основы деятельности страховой компании отличаются от других видов деятельности в условиях рынка. Это обусловлено тем, что страхователь фактически авансирует страховщика, а реализация страховой услуги осуществляется спустя продолжительное время или может вообще отсутствовать. Указанная особенность реализации страховой услуги позволяет сделать два вывода.
В распоряжении страховщика в течение некоторого периода оказываются временно свободные от обязательств средства, которые должны быть инвестированы в целях получения дополнительного дохода.
Во всех развитых странах мира страховые организации, являющиеся неотъемлемой частью национальной финансово-кредитной системы, способны аккумулировать и инвестировать в сферу экономики значительные денежные средства.
На долю страхового сектора в развитых странах приходится более половины всех инвестиций, например, в Великобритании эта цифра достигает 53%. В то же время анализ деятельности российских страховщиков на финансовом рынке свидетельствует об их слабом влиянии на инвестиционный процесс. Тезис о необходимости активизации инвестиционной деятельности и повышении инвестиционных функций страхования, высказанный на Всероссийской конференции финансистов "Роль финансов в стабилизации российской экономики" в 1996 г., в Манифесте Торгово-Промышленной Палаты в 1997 г., а также внесенный в Постановление Правительства РФ "Об основных направлениях развития национальной системы страхования в РФ в 1998-2000 гг." от 01.10.98 г., не приносит желаемых результатов, вследствие чего страховые организации проигрывают другим инвестиционным институтам по финансовой мощи.