Увеличение использования Интернет-технологий на рынке ценных бумаг бросило своеобразный вызов регуляторам рынка ценных бумаг и саморегулируемым организациям. Электронные средства коммуникации не могли соответствовать параметрам и требованиям, первоначально предназначенным для регулирования взаимоотношений брокера и клиента, основанных на использовании бумажных носителей и телефона, что создавало ненужные регулятивные трудности и пробелы в регулировании рынка ценных бумаг. Кроме того, нельзя не отметить, что как только Интернет стал ценным инструментом для инвесторов и финансовых посредников, он тут же стал и ценным инструментом для совершения мошеннических и прочих нарушений законодательства.
Значительный импульс динамике развития мирового Интернет-трейдинга безусловно придал вступивший в силу с 1 октября 2000 года американский закон об электронной цифровой подписи (ЭЦП). В июне 2000 года такой закон был принят американским сенатом и подписан президентом США. Билл Клинтон символично подписал его собственной ЭЦП.
В Германии данный закон был принят уже в феврале 2001 года. Для этого, однако, пришлось изменить ряд положений Гражданского кодекса.
На сегодняшний день электронная торговля регулируется российским законодательством в самых общих чертах. Существует лишь несколько нормативно-правовых актов, только «намечающих границы» осуществления электронных сделок. Отдельные основные принципы электронной торговли закреплены в Гражданском Кодексе РФ и в ряде Федеральных законов: «Об информации, информатизации и защите информации, «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Отдельные неясности электронного документооборота уточняются в письмах Арбитражного Суда РФ и письмах Центрального Банка РФ17.
Федеральный закон «O6 электронной цифровой подписи»[15] был принят 10 января 2002 г. Целью данного закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи[16] в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Очевидно, что в правовом регулировании ощущается недостаток нормативных актов, регулирующих рассматриваемую область. Поэтому для разрешения конфликтов в связи с электронными сделками в основном применяются обычаи делового оборота, заключенные между сторонами договоры, а также нормы гражданского законодательства по аналогии.
В Российском законодательстве разработано мало законодательных актов по сравнению с другими странами, в частности, у нас нет законов: ”Об электронной торговле”, “Об электронных платежных операциях”, “Об электронных операциях на финансовом и фондовом рынке”, “О страховании рисков в сфере электронной торговли” и т. д.
Но можно посмотреть на этот вопрос с другой стороны. Особой необходимости в принятии принципиально новых нормативных актов именно в сфере интернет-трейдинга нет, Интернет-трейдинг — лишь один из методов торговли на финансовом рынке, и для него характерны те же проблемы, что и в сегменте обычной торговли ценными бумагами. Существующей правовой базы вполне достаточно, хотя есть, конечно, и определенные темы, требующие доработки. По-моему нужно постараться усовершенствовать имеющееся законодательство. А что касается действий по стимулированию электронной торговли, то это работа скорее не государства, а частных компаний. Хотя ФСФР как регулятор рынка, конечно же, видит свою задачу в прогрессе фондового рынка в целом, что подтолкнет к развитию и Интернет-трейдинг.