Клиентская политика Банка ориентирована на построение долгосрочных взаимовыгодных отношений со всеми группами клиентов независимо от размеров бизнеса или формы собственности. С точки зрения кредитования приоритетное внимание оказывается предприятиям, имеющим положительную кредитную историю, основной объем оборотов, которых проходит по счетам в Сбербанке.
На долю крупных корпоративных клиентов приходится половина кредитного портфеля Банка. В целях развития отношений с этими клиентами в Банке внедрен институт клиентских менеджеров и проведено закрепление менеджеров за крупнейшими и крупными клиентами. Кроме того, внедрена система управления отношениями с клиентами (CRM-Корпоративный), которая содержит полное досье клиентов, включая информацию об объемах продаж, финансовых показателях, контактах с клиентами, ходе реализации сделок с клиентами.
Рисунок 6. - Структура корпоративного кредитного портфеля в разрезе клиентских сегментов Сбербанка России за 2010 г.
Особое внимание Банк уделяет работе с субъектами малого предпринимательства, количество которых составляет более 80% корпоративных клиентов и индивидуальных предпринимателей, обслуживающихся в Банке. Под влиянием кризисных явлений количество качественных заемщиков среди клиентов данного сегмента существенно сократилось. В условиях нестабильности и снижения потребительского спроса компании малого бизнеса предпочитали снижать уровень долговой нагрузки и погашать ранее взятые кредиты.
На фоне столь глубокого экономического спада российская банковская система столкнулась с двумя основными проблемами: падением спроса на банковские услуги со стороны платежеспособных заемщиков и существенным ростом кредитных рисков. На фоне восстановления ликвидности банковской системы это привело к тому, что впервые за последние годы клиентские депозиты банковской системы росли быстрее кредитов.
В таблице 4 представим динамику процентных доходов по кредитному портфелю.
Таблица 4. – Динамика процентных доходов по кредитному портфелю Сбербанка России за 2008-2010 гг., млрд. руб.
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Абсолютное отклонение, (+, -) |
Темп прироста, % | ||
2009 г. от 2008 г. |
2010 г. от 2009 г. |
2009 г. от 2008 г. |
2010 г. от 2009 г. | ||||
Корпоративное кредитование |
246,5 |
407,4 |
572,5 |
160,9 |
165,1 |
65,3 |
40,5 |
Кредитование физических лиц |
136,8 |
174,8 |
180,2 |
38 |
5,4 |
27,8 |
3,0 |
По таблице 4 видно, что рост процентных доходов по корпоративному кредитованию в 2009 г. по сравнению с 2008 г. составил 160,9 млрд. руб. или 65,3%, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. 165,1 млрд. руб. или 40,5%. В динамике процентных доходов по кредитованию физических лиц наблюдается незначительный рост, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. 38 млрд. руб. или 27,8%, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. 5,4 млрд. руб. или 3,0%.