При продвижении системы в регионы возрастает значение эффективности согласования работы региональных процессинговых центров
(обособленных подразделений процессинговой компании, созданных в соответствии со ст. 55 ГК РФ, или самостоятельных юридических лиц) с работой главного процессингового центра системы. Необходимо обеспечение надежной связи между центрами, дублирование баз данных, координация деятельности системы в рамках общей стратегии. При компетентном решении поставленных вопросов прибыль системы значительно возрастает. Поэтому одним из важнейших вопросов, возникающих при расширении системы, является построение четкой иерархической структуры региональных и локальных процессинговых центров.
Еще одной важной функцией процессинговой компании, как головной компании платежной системы, является лоббирование интересов банков – участников системы, в частности, возможное изменение схемы налогообложения, изменение инструкций Минфина, изменение или издание новых законодательных актов, реализация промышленных проектов при участии отечественных предприятий, задачи развития связи, разработка или корректировка промышленных стандартов на оборудование. Процессинговые компании становятся инициаторами создания ассоциаций участников системы и других объединений банков-участников, которые влияют на политику, проводимую банками в области пластиковых карт и других сферах банковского бизнеса. При активном участии процессинговых компаний проводятся конференции и встречи участников рынка пластиковых карт, разрабатываются направления дальнейшего развития, согласовываются интересы банков, производителей оборудования и создателей программного обеспечения[17].
В соответствии с Положением №23‑П расчетным агентомявляется кредитная организация, осуществляющая взаиморасчеты между участниками расчетов по операциям с использованием банковских карт.
Роль расчетного банка платежной системы является экономически привлекательной для кредитных организаций. Вместе с тем к банкам, претендующим на получение такого статуса, как правило, предъявляются достаточно жесткие требования по выполнению обязательных нормативов, устанавливаемых в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций в соответствии со ст. 61 Федерального закона от 10.07.2002 г. №86‑ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Закон о Банке России).
Все участники системы обязаны иметь корреспондентские счета в расчетном банке, а поскольку банк осуществляет расчеты между участниками системы, то деньги из него практически не «уходят». Исключение составляют случаи, когда банки-эквайреры отзывают часть средств из расчетного банка. Такая ситуация складывается, если в торговых предприятиях и ПВН банка совершается большое количество трансакций по картам других банков, а объем трансакций по его собственным картам в сети «чужих» ПВН и торговых организаций невелик. Общая сумма возмещении, поступающих банку-эквайреру, может значительно превышать остаток, требующийся для работы банка в системе, поэтому в случае необходимости банк может отозвать часть средств со своего корреспондентского счета.
По вполне понятным причинам экономического характера, расчетный агент заинтересован в ведении корреспондентских счетов членов платежной системы и участии в проведении расчетов между ними, а также расчетов с предприятиями торговли (услуг). Поэтому в ряде платежных систем, в соответствии с условиями заключенных договоров, часть расходов по организации функционирования платежной системы может перекладываться с процессинговой компании на расчетного агента.
Кроме того, банки – участники системы вправе осуществлять расчеты с использованием банковских карт в качестве банков-эмитентов и банков-эквайреров.
Впервые устойчивое правовое определение понятия «эмитент» введено в оборот рекомендательными актами Европейского Союза. В частности, в соответствии с положениями ст. 2 Рекомендаций Комиссии Европейского Союза от 17 ноября 1988 г. №88/590/ЕЭС «О сделках, проводимых с использованием платежных устройств, их эмитентах и держателях» эмитентом признается лицо, которое в рамках своей профессиональной деятельности предоставляет в распоряжение своему клиенту платежное устройство (инструмент) на основании подписанного с ним соглашения[18].