В соответствии с законом "О национальных реестрах идентификационных номеров", в Казахстане до 1 января 2012 г следует завершить переход на единые идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН) взамен ранее существовавших различных идентификаторов, в том числе РНН. Для физических лиц и индивидуальных предпринимателей новым идентификатором являются ИИН, а для юридических лиц – БИН. [6]
Согласно закону, с 1 января 2012 г банковские платежи и переводы, уплата налогов, перечисление обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений будет производиться лишь с применением ИИН/БИН
Решение о проведении сверки данных по ИНН/БИН клиентов банков второго уровня и налогоплательщиков принято совместно с национальным платежным советом 11 марта 2011 г. Сверка проводится с использованием РНН, ИИН/БИН, даты рождения и реквизитов удостоверения личности. Это открытые данные, и налоговый комитет при сверке выступает лишь своего рода посредником, чтобы граждане не ходили по очередям, т. е. сверка не нарушает банковской тайны
В Казахстане может остановиться платежная система с 2012 г из-за затруднений с формированием единой базы ИИН и БИН. Если не будет завершена сверка, то при несовпадении фактического ИИН/БИН налогоплательщика с имеющимися в налоговой базе данными, с 2012 г встанут межбанковские переводы и платежи. НК обратился в БВУ с просьбой о передаче данных по РНН, ИИН/БИН в базу налогового комитета для ускорения сверки. [22]
Степень проникновения безналичных платежей в торговую среду в Казахстане все еще низка.
В этой связи на сегодняшний день существует ряд проблемных вопросов, препятствующих ускоренному развитию в Казахстане безналичных платежей:
1) Неполный охват торговых (сервисных) предприятий по приему безналичных платежей с использованием платежных карточек. Отсутствие стимула и общей заинтересованности предприятий сферы торговли и сервиса в обслуживании платежных карточек выступает в качестве одной из основных проблем всей карточной индустрии.
Для дальнейшего увеличения темпа роста безналичных платежей с использованием платежных карточек необходимо:
повышение заинтересованности самих торговых предприятий в переходе на безналичные платежи, желание работать по прозрачной схеме;
- создание экономических стимулов для использования платежных карточек торговцами и потребителями. Решение этого вопроса диктует необходимость принятия со стороны государства целого комплекса стимулирующих мер.
Это могут быть льготы по НДС, различные налоговые вычеты, освобождение от налоговых проверок субъектов розничной торговли, активно применяющих безналичные платежи и другие эффективные меры (положительные примеры реализации аналогичных мер имеются в мировой практике, например Южная Корея).
Национальный Банк неоднократно инициировал в Правительство страны конкретные предложения в рамках реализации подобных мер, однако до сегодняшнего момента эти вопросы остаются открытыми.
2) Усиление контроля за реализацией постановления Правительства РК от 15.12.04г. № 1328 "Об утверждении категорий торговых (обслуживающих) организаций, обязанных принимать платежи с использованием платежных карточек при осуществлении торговых операций на территории РК".
Данное постановление было направлено на расширение сети приема платежных карточек и перевод розничных платежей населения на безналичную основу. Однако ввиду отсутствия надлежащего контроля по приему данными торговыми организациями платежных карточек, каких либо значимых результатов эта мера не принесла.
3) Создание отечественной системы электронных денег, в рамках которой банки будут иметь возможность выпускать электронные деньги, номинированные в тенге. В этом отношении основное значение имеет ускорение принятия законопроекта, находящегося в настоящее время на рассмотрении Мажилиса Парламента РК. Данный законопроект устанавливает правовую основу функционирования систем электронных денег и даст толчок в развитии электронной и мобильной коммерции в стране в целом.
Среди проблем, препятствующих успешному развитию платежной системы и рынка пластиковых карт, можно назвать: недостаточное развитие платежной инфраструктуры и ее неравномерное региональное распределение; несовершенство законодательной базы; быстрое распространение небанковских сетей самообслуживания; существующая тарифная политика платежных систем (платежи за инкассацию наличных денег ниже, чем комиссии, установленные платежными системами за безналичные расчеты); низкий уровень качества обслуживания держателей карт, в том числе реализованных в рамках зарплатных проектов; недостаточность сведении о месторасположении устройств по приему платежных сервисов и недостаточная информированность населения о преимуществах их использования при безналичных расчетах; отсутствие национальной платежной системы и единой концепции развития платежного рынка