Исторически теория рисков связана с теорией страхования и актуарными расчётами.
Цель управления рисками - сокращение финансовых потерь и, соответственно, повышение эффективности, обеспечение надлежащего уровня надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых рынком ценных бумаг операций.
Знание и применение рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору - главный фактор повышения эффективности российской банковской системы, признания ее во всем мире. Успех сближения правил функционирования банков в России с международно признанными подходами зависит от готовности к сотрудничеству и взаимодействию всех участников банковского сообщества: Банка России как надзорного органа, банковских ассоциаций, общественных объединений и кредитных организаций.
Банк России совместно с представителями банковского сообщества создал рабочую группу, которая сейчас разрабатывает оптимальные пути внедрения Базеля II в России. В нее входят три рабочие подгруппы (по числу компонентов Базеля II), а также редакционная подгруппа по доработке существующей версии русскоязычного перевода документа.[1]
В настоящее время в ЦБ РФ ведется большая работа по подготовке к внедрению рекомендаций Базеля II. Именно это дает хорошую возможность сделать адекватный (содержательный, а не технический, как в настоящее время) перевод документа на русский язык, составить словарь терминов, не имеющих широкого использования в современной практической деятельности большинства российских банков, и актуализировать нормативную базу, касающуюся вопросов управления рисками банковской деятельности.
С начала 2009 года принципы Соглашения Базеля II действуют в странах - членах ЕС. Федеральная резервная система США приняла реализацию Базеля II в Соединенных Штатах в конце 2009 года. На данный момент пока преждевременно говорить о каких-либо результатах действий новых принципов в Европе. Однако подготовка к внедрению рекомендаций Базеля II и прошедшее полугодие позволяют обобщить ряд общих проблем, а именно: различное национальное банковское регулирование и надзор, разный уровень готовности банков; высокий уровень расходов на внедрение, в том числе на качественно новые системы управления банковскими рисками; необходимость уточнения некоторых количественных характеристик, основанных на статистической информации.
Главной причиной такой отсрочки является отставание уровня развития российского финансового рынка от уровня развития того финансового рынка, регулировать который предполагается с использованием рекомендаций Базеля II. Крупные российские банки, уделяющие должное внимание вопросам управления рисками, в дополнение к обязательным нормативным документам ЦБ РФ часто используют зарубежные методологические разработки для создания эффективной системы управления рисками.[2]
На первом этапе в России будет внедряться самый простой из возможных вариантов Базеля II: для расчета достаточности капитала будет использоваться упрощенный стандартизованный подход с учетом того факта, что адекватная статистическая база ни в банковской системе, ни в надзорных органах пока еще не накоплена. Само же внедрение, в свою очередь, будет проходить в два этапа. На первом в российскую практику будут введены новые стандарты оценки риска, а на втором - регламентированы действия регулятора и требования к раскрытию информации банками.
Основная цель внедрения в России Базеля II - способствовать адекватной капитализации банков и совершенствованию систем управления рисками, укрепляя таким образом стабильность финансовой системы в целом. Эта цель будет достигнута посредством использования трех компонентов Базеля II, которые укрепляют и усиливают друг друга, а также стимулируют банки к повышению качества внутренних процессов управления рисками и контроля. Очевидно, что международные основополагающие принципы - это основа представления Банка России о том, как надо строить и совершенствовать банковский надзор, как должны выглядеть правила работы банковского сектора.