Отношение военнослужащих к выполнению своих обязанностей, а значит, боеготовность Вооруженных Сил, в значительной мере зависит от уровня социальной защищенности военнослужащих. Права военнослужащих призваны косвенно обеспечивать эффективность их деятельности путем реализации моральных и материальных стимулов. Под ними часто понимаются социальные гарантии (льготы), призванные компенсировать военнослужащим обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых прав и свобод. Одним из основных направлений функционирования системы социальной защиты военнослужащих является реализация прав и социальных гарантий военнослужащих относительно их материального обеспечения.
По своему содержанию материальное обеспечение имеет видовую дифференциацию: жилищное, денежное, продовольственное, вещевое, торгово-бытовое, медицинское, пенсионное и т. д.
Среди многих острых проблем, связанных с социальным обеспечением военнослужащих, жилищная проблема является наиболее кризисной и острой, затрагивающей практически все социальные аспекты жизни современного российского общества. В настоящее время под жилищным обеспечением военнослужащих понимается комплекс организационно-правовых мероприятий (механизм) по реализации субъективных прав граждан на жилище.
Анализ системы мотивации офицеров к службе показывает, что наряду с размером денежного довольствия обеспечение жильем является основным фактором мотивации офицеров к службе и улучшения кадровой обстановки в армии. Однако, несмотря на важность данного фактора мотивации офицеров к службе и стабилизации кадровой ситуации, в настоящее время в армии сложилась ситуация, когда не обеспечена жильем или нуждается в улучшении жилищных условий критическая масса семей офицеров. По данным Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, в Российской армии нет жилья у каждой третьей семьи офицера или прапорщика.
Такое положение в одной из самых важных сфер социальной защиты военнослужащих является причиной ряда негативных социальных явлений в жизнедеятельности общества и армии: большинство военнослужащих, не получивших жилье от Минобороны России, несут серьезные материальные издержки в связи с явно недостаточным размером компенсации за поднаем жилья; социально-бытовая неустроенность влияет, кроме прочего, и на демографическую ситуацию среди офицеров (по данным Общероссийского профессионального союза военнослужащих, половина семей молодых военных не имеет детей, распадается до 40% браков, число офицеров-холостяков за последние пять лет увеличилось в 2,5 раза). Растет финансовая нагрузка на бюджет Министерства обороны, поскольку отслуживший положенный срок офицер не может быть уволен без предоставления жилья и остается в распоряжении командира части, продолжает получать положенное денежное довольствие и т. д.
Столь критичная ситуация с жилищным обеспечением, сложившаяся в настоящее время в армии, требует от руководства страны и «силовых» структур решительных шагов по ее решению.
Надежная система жилищного обеспечения крайне важна не только для самих военнослужащих, но и для страны в целом. Выбирая военную профессию, не все задумываются о том, в каких условиях придется жить, но именно жилищные проблемы часто являются одной из причин, которые заставляют молодых офицеров увольняться с военной службы. Поэтому от того, как будет на практике функционировать система жилищного обеспечения, во многом зависит комплектование Вооруженных Сил, органов безопасности и в конечном итоге оборона и безопасность России.
Переход обязательств государства перед военнослужащими в жилищной сфере из натуральной формы (предоставление квартиры) в денежную форму расширил возможности военнослужащих самостоятельно принимать решения по выбору места проживания, качеству и размеру приобретаемого жилья. С введением новой НИС на переходный период сохранилась существующая система обеспечения жильем военнослужащих заключивших контракты до 1 января 2005 года.
НИС жилищного обеспечения военнослужащих относительно недавно сформированный способ реализации одного из основных и неотъемлемых прав военнослужащих – права на жилище. За время своего существования данная программа зарекомендовала себя преимущественно с положительной стороны, но, к сожалению, исходя из практического опыта, а так же, проведенного в 2007 году эксперимента, существуют и некоторые пробелы и неточности, требующие соответствующего совершенствования и доработки.
Исходя из этого, хотелось бы выделить основные направления совершенствования НИС жилищного обеспечения военнослужащих. Среди которых: