В стране в настоящее время действует Федеральная целевая программа "Здоровье", призванная осуществлять поддержку здоровья населения, однако до настоящего времени недостаточно разработаны вопросы мониторирования здоровья населения, не отработана методология непрерывного анализа, оценки и прогнозирования как состояния здоровья, так и социально-гигиенических факторов, влияющих на уровень и структуру заболеваемости, смертности, травматизма, потери трудоспособности и инвалидности населения. В этой связи для принятия конкретных управленческих решений необходимо, применительно к конкретному региону, периодически проводить углубленный анализ состояния здоровья населения на основе единых методологических приемов с использованием компьютерных технологий, которые позволят, учитывая дефицит бюджетного финансирования, своевременно корректировать как объем необходимых лечебно-профилактических мероприятий, так и структурные изменения в системе здравоохранения региона. Необходим комплексный подход и системный анализ деятельности учреждений здравоохранения соответствующего региона с учетом состояния сети лечебно-профилактических учреждений, их структуры, материально-технического оснащения, темпов развития, потребности населения в соответствующих видах медицинской помощи и ее удовлетворения, организационно-правового, информационного, штатного, финансового и других видов ресурсного обеспечения.
С точки зрения системного подхода и системного анализа здравоохранение региона, как народно-хозяйственный комплекс, относят к большим медицинским системам.
Проблемы управления большими медицинскими системами имеют целый ряд особенностей на уровне промышленно развитого региона, которые необходимо учитывать при разработке новых теоретических и прикладных аспектов. В первую очередь к ним относятся: тесная взаимосвязь медико-демографических и экологических характеристик с социально-экономическими показателями; зависимость состояния здоровья населения и деятельности лечебно-профилактических учреждений от устойчивости финансирования системы здравоохранения; влияние обеспеченности ресурсами системы здравоохранения на объем и качество предоставляемой медицинской помощи и другие. Эти особенности необходимо учитывать при разработке эффективного механизма управления на всех уровнях региональной системы здравоохранения, их концептуального и методологического обоснования с ориентацией на анализ динамики состояния здоровья населения и ресурсного обеспечения этой социальной сферы.
Проблемы медицинского обеспечения широко обсуждаются в научной литературе, тем не менее большинство публикаций только обозначает всем уже известные проблемы, не предлагая действенных путей их решения.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы обусловлена не только важностью и востребованностью медицинского страхования в современной России, но и необходимостью поиска выхода из сложившейся ситуации, когда в стране недостаточно средств для осуществления необходимого медицинского обеспечения граждан, правовые основы обязательного медицинского страхования являются остро дискуссионными и существует еще масса других проблем.
Целью настоящей курсовой работы является анализ основных направлений расходования средств Фонда обязательного медицинского страхования. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. рассмотрено законодательное регулирование использования средств Фонда обязательного медицинского страхования;
2. проанализирована структура расходов ФОМС.
Таким образом, объектом исследования в курсовой работе является Фонд обязательного медицинского страхования; предметом – его формирование и использование.