Тема данной курсовой работы актуальна, так как государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически отменено.
Однако по прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927 году. Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, которая предусматривала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.
Центральным элементом системы социальной защиты населения в любой развитой стране является пенсионное обеспечение. Повышенный интерес к проблемам пенсионной системы, а также социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что в России пенсионеры составляют одну из самых многочисленных групп населения. К сожалению, в настоящее время пенсионная система не отвечает требованиям рыночной экономики и запросам граждан. Одной из основных проблем пенсионного обеспечения является низкий уровень как абсолютных, так и относительных размеров пенсий, удовлетворяющие лишь минимальные потребности ее получателей.
С переходом к рыночным отношениям все более очевидной становится необходимость личного участия трудящихся в формировании средств пенсионного обеспечения. Личная ответственность за получение приемлемого дохода после выхода на пенсию считается в развитых странах общепризнанной обязанностью человека, О пенсии принято заботиться самому работнику, и для этого есть достаточно возможностей. В России до недавнего времени таких условий было немного.
В настоящее время появляется право выбора способа защиты населения от неизбежного снижения его доходов после прекращения трудовой деятельности и выхода на пенсию. Так, негосударственные пенсионные фонды (НПФ) во многих развитых странах мира доказали необходимость и высокую эффективность осуществления дополнительного пенсионного обеспечения на частной основе.
НПФ в России создаются с начала 1990-х годов. Однако их теоретическое обоснование, методологическое изучение и практическое использование еще до конца не раскрыты, что не позволяет в должной мере использовать потенциал этого института.