В современном мире каждый день вращаются деньги, идет обмен товарами, ценностями, информацией. И каждый из нас хоть раз думал, как бы выгодно разместить свои финансы, чтобы в будущем принесли большую выгоду и дивиденды? Сейчас уже совсем мало кто хранит деньги дома или возит наличными купюрами с собой в путешествие. Чаще всего мы пользуемся услугами банков, которых немало по всему свету. Мировой финансовый кризис, дыхание которого до сих пор чувствуется (пусть и не так остро!) оставил свой след на банковской. Так как на этот период было очень много электронных денег, то многие банки просто разорились. У населения со средним и низким достатком итак не много средств, которые оно бережно хранит, а тут еще и в банки идти нельзя – вдруг он обанкротится.. Поэтому встает вопрос насколько надежные и устойчивые в внешним и внутренним изменениям банки нас окружают. Мы задаемся вопросом – можно ли им доверить свои финансы?
Цель этой работы – понять насколько устойчивы показатели Юниаструм Банка, можно ли доверять ему. В ходе работы мы опирались как на финансовые показатели официальной отчетности банка, так и на интервью-опросы клиентов банка. Задачи курсовой работы:
· изучить материал по методикам расчета показателей надежности банка,
· составить характеристику Юниаструм Банка и его хозяйственной деятельности,
· провести анализ основных показателей деятельности банка,
· сделать расчет надежности и устойчивости банка на основе двух методов (по нормативам ЦБ РФ, по методике Кромонова С.В.)
Юниаструм Банк является одним из наиболее современных банков, предлагающих совершенно новый подход к работе и общению с клиентом. Несмотря на кризисное положение, банк продолжал активно выдавать кредиты населению под умеренные проценты, предлагал наиболее выгодные условия размещения счета и электронных операций. Банк занимает определенную нишу и даже в условиях кризиса проводил социальные кампании и поддержку малого бизнеса. Такая политика банка не может оставаться незамеченной. Однако порой за кажущимся успехом организации стоит дальнейший разгром. Именно поэтому стало важным изучить, что же происходит на самом деле – насколько видимое соответствует реальности. И можно ли открывать счета именно в этом банке.
В работе была проведена работа с законодательной и нормативной базой РФ, устав банка, налоговая отчетность банка, а также работа с методическими и учебными материалами.
Раздел 1. Общая характеристика деятельности КБ «ЮНИАСТРУМ БАНК» (ООО)
1.1 Краткое описание истории создания и развития Банка
Коммерческий банк «Юниаструм Банк» (Общество с ограниченной ответственностью) был создан в 1994 году. Дата регистрации в ЦБ РФ - 31 марта 1994 года, генеральная лицензия ЦБ РФ № 2771 от 5 мая 2005г (см. Приложение 3).
Банк действует на основании Генеральной лицензии № 2771 и в соответствии с законодательством Российской Федерации[1] и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации.
По организационно-правовой форме Банк является обществом с ограниченной ответственностью, основанном на объединении вкладов участников, для осуществления банковской деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в целях удовлетворения общественных потребностей в банковских и связанных с ними услугах, а также в целях получения прибыли.
Основной целью создания Банка является привлечение свободных денежных средств юридических и физических лиц и их приоритетное использование для содействия развитию малого и среднего бизнеса, финансовая поддержка инновационной, производственной, внешнеэкономической деятельности, решение социально-экономических программ и практическая отработка современного финансово-кредитного механизма. В своей работе Банк руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом и решениями органов управления Банка.
В офисах банка по всей России работает свыше 4 тыс. высококвалифицированных специалистов, а количество постоянных клиентов исчисляется сотнями тысяч. Среди наиболее востребованных услуг банка – услуги, направленные на удовлетворение потребностей частных лиц, представителей малого и среднего бизнеса.
Основной стратегической целью Банка является прирост стоимости бизнеса в долгосрочной перспективе. Среди текущих задач можно выделить следующие:
• развитие современного, клиентоориентированного, универсального, конкурентоспособного банка, нацеленного на обслуживание розничных клиентов, малого и среднего бизнеса;
• переход к корпоративной модели управления, соответствующей передовой зарубежной практике, способствующей улучшению качества управления рисками в современных условиях ведения банковского бизнеса;
• дальнейшее развитие и повышение эффективности региональной сети;
• постоянное качественное улучшение обслуживания клиентов посредством инвестиций в информационные банковские технологии и персонал Банка.
Начиная с 2001 года «Юниаструм Банк» начал активно развивать филиальную сеть. В настоящее время по количеству точек продаж Банк входит в десятку крупнейших банков страны и занимает 1-е место среди частных банков по количеству дополнительных офисов в Московском регионе. На 01 октября 2008 года зарегистрировано 42 филиала и более 220 пунктов обслуживания в 45 регионах России.
В июле 2001 года открыт первый филиал ООО «Юниаструм Банк» в Иванове, а в 2002 году – в Ростове-на-Дону. С 2003 года начинается активное развитие региональной сети, филиалы ООО «Юниаструм Банк» открываются в Калининграде, Ярославле, Самаре, Саратове, Красноярске, Тюмени, Перми, Челябинске, Ставрополе, Уфе, Екатеринбурге, Краснодаре, Волгограде и Новосибирске.
Филиалы Банка не являются юридическими лицами и действуют от имени Банка, объем выполняемых ими функций устанавливается Банком.
Руководство филиалов и представительств осуществляется лицами, назначенными Банком. Руководители этих учреждений действуют по доверенности, выданной Банком. Управляющим ФКБ «ЮНИАСТРУМ БАНК» (ООО) в г. Чебоксары назначен Борисов Алексей Олегович. Банк отвечает по долгам филиалов и представительств всем своим имуществом.
Филиал коммерческого банка «Юниаструм банк» (ООО) в городе Чебоксары был зарегистрирован 27 апреля 2006 года. Головной офис расположен по адресу: г. Чебоксары, ул. Энгельса, 3/1, дополнительный офис – по адресу: г. Чебоксары, ул. Гагарина, 10. Порядковый номер филиала: 2771/27, территориальное учреждение Банка России Национального Банка Чувашской Республики ЦБР, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 25. Директор банка – Борисов Алексей Олегович, срок действия доверенности руководителя до 01.12.2010
Деятельность Банка ведется в трех основных областях: розничный бизнес, корпоративный бизнес, инвестиционная деятельность и финансовые рынки.
Организационная характеристика Банка
А) Внутренние документы Банка
Специфические структуры, процессы и практика корпоративного управления Банка регулируются Уставом и внутренними документами Банка, включая:
Учредительный договор;
Положение об Общем собрании Участников;
Положение о Совете директоров;
Положение о Комитете по аудиту Совета директоров;
Положение о Правлении;
Положение о Корпоративном секретаре
Положение об организации системы внутреннего контроля;
Положение о службе внутреннего контроля;
Политика управления банковскими рисками;
Положение об Информационной политике.
Вышеперечисленные внутренние документы Банка разрабатываются в соответствии с действующим законодательством, а также с учетом основных положений Кодекса ФКЦБ и признанных в международной практике принципов корпоративного управления.
Б) Общая структура корпоративного управления Банка
Система органов Банка включает в себя:
Общее собрание Участников (ОСА) - высший орган управления Банком, обеспечивающий участие Участников в управлении;
Совет директоров - орган управления, отвечающий за разработку стратегии Банка, руководство и контроль над деятельностью Правления. Совет директоров Банка может также создавать комитеты по аудиту, стратегическому планированию и финансам, корпоративному управлению, кадрам и вознаграждениям;
Президент - постоянный представитель Совета директоров в Банке, осуществляющий контроль над функционированием системы управления рисками и системы внутреннего контроля, распределением полномочий при совершении банковских операций, за управлением информационными потоками и обеспечением информационной безопасности;
1. Председателя Правления и Правление (исполнительные органы) –
органы управления, руководящие текущей деятельностью Банка и реализующие стратегию, сформулированную Советом директоров;
2. Корпоративного секретаря
– лицо, обеспечивающее соблюдение органами Банка требований законодательства и внутренних документов Банка, а также способствующее эффективному обмену информацией между органами Банка и выполняющее функции советника для членов Совета директоров и высшего руководства;
3. Службу внутреннего контроля
– подразделение Банка, в задачи которого входит разработка и проверка эффективности процедуры внутреннего контроля над хозяйственной деятельностью Банка. Служба подотчетна Совету директоров и Комитету по аудиту Совета директоров, при этом административно Председателю Правления.